На сегодняшний день, наша жизнь все чаще уходит в Сеть не только для развлечений, но и для работы. Семинары, совещания, деловое общение в онлайне становятся неотъемлемой частью социума. В связи с этим, стоит вспомнить, что при работе в интернете стоит также соблюдать определенные требования этикета, как и в реальной жизни.
Начнем с обмена текстовыми сообщениями. Переписка в социальных сетях и мессенджерах сегодня часто вытесняет обмен письмами по электронной почте, а потому стоит рассмотреть особенности такого типа общения.
Для начала, не стоит забывать о приветствии. Однако не стоит писать “Привет” или “Здравствуйте” отдельным сообщением, оставляя собеседника в томительном ожидании. Лучше избегать дробления и отправлять сообщение полноценным блоком.
Также старайтесь точно формулировать предложения, поскольку отыграть интонацией в текстовой переписке не получится, а значит собеседник может не понять сарказма или намека.
Безусловно, многие здесь возразят, что для передачи эмоций существуют смайлики, стикеры или гифки, однако их чрезмерное количество неприемлемо в деловом общении, а в некоторых случая вовсе недопустимо.
Говоря об этикете, нельзя не напомнить о том, что также как и звонить, писать сообщения в рамках делового общения стоит в рабочее время и в рабочие дни.
Отдельно хочется поговорить о голосовых сообщениях, которые стали популярны в последнее время. Безусловно, данный формат общения имеет право на существование, однако злоупотреблять им не стоит. Безусловно, иногда проще надиктовать, чем написать, однако необходимо помнить, что собеседник не всегда имеет возможность прослушать сообщение, в то время, как текстовую информацию он бы уже прочитал. Иногда стоит потрудиться самому, ради удобства человека, с которым вы общаетесь.
Подводя итог, стоит отметить, что особенность цифрового этикета в том, что его правила нужно понимать не только через призму вежливости и взаимного уважения, но и через особенности цифровой среды. Если расписать основные правила тезисно, то они будут выглядеть следующим образом.
Правила деловой переписки:
- приветствовать в начале сообщения;
- не допускать орфографические и пунктуационные ошибки;
- не отправлять рабочие сообщения в нерабочее время;
- не прикреплять тяжелые файлы;
- не присылать рабочие документы в мессенджерах;
В групповых чатах:
- обращаться к незнакомцам «на вы». Да. Со строчной буквы, поскольку написание с заглавной давно считается устаревшим и чрезмерным;
- не использовать бранную лексику;
- не добавлять людей в группы без спросу;
- не флудить (то есть говорить только по заданной теме);
- не спамить (то есть не публиковать нежелательные рекламные сообщения);
- не переходить на личности в спорах и дискуссиях.