Реклама давно уже вошла в нашу жизнь, однако долгое время ей занимались все кому не лень и, подчас, вывески, баннеры и даже рекламные ролики вызывали недоумение зрителей. По счастью, время не стоит на месте, и сегодня все больше грамотных людей, которые готовы помогать бизнесу развиваться при помощи качественной рекламы и дизайна.
Одним из таких специалистов является резидент Пензенского регионального объединения бизнес-инкубаторов, Николай Букин, который является руководителем студии дизайна “Top red”. Мы побеседовали с ним о том, как обстоят дела на рынке рекламы в Пензе на сегодняшний день и как, по его мнению, нужно работать в сфере дизайна.
Николай, как именно вы пришли к тому, чтобы открыть свой бизнес?
Я работал долго графическим дизайнером, однако через некоторое время понял, что решить дизайнерскую задачу сложно не будучи связанным с заказчиком напрямую. Дело в том, что с клиентом должен работать либо менеджер, который понимает в дизайне, либо дизайнер. Ни в одном месте, где я работал понимающих менеджеров не было.
В Пензе вообще все очень плохо с дизайном, потому я решил сделать все круто и создать свое брендинговое агентство.
То есть вы занимаетесь больше именно дизайном? Производства у вас нет?
Совершенно верно. У нас дизайн-студия. С рекламно-производственными компаниями мы сотрудничаем — либо отдаем кому-то на аутсорс работу, либо сводим заказчиков и исполнителей. Помимо дизайна мы разрабатываем названия и придумываем слоганы. Дизайн больше в части создания фирменного стиля. То есть, мы создаем логотип и дальше ведем клиента вплоть до постов в социальных сетях.
Кто чаще обращается к вам? Молодые компании или уже утвердившиеся на рынке?
Понятно, что мы больше работаем с начинающими, поскольку им чаще нужен логотип, а те, кто уже устоялся на рынке боятся что-то менять. Но у меня вот сейчас была встреча с представителями компании, которая отработала на рынке уже 12 лет. В данном случае, люди поняли, что они хотят развивать свой бренд и двигаться дальше как франшиза. Когда люди приходят к тому, что пора что-то менять, они перерабатывают и логотип.
За последние полгода восемь ребрендингов было. Это много. Сейчас люди начали понимать, что можно меняться. Мне, конечно, больше нравится работать с компаниями, которые уже существуют. Они понимают кто их целевая аудитория, в какую сторону им двигаться. Это позволяет обсуждать с человеком конкретные задачи. Со стартапером часто бывает так, что он говорит: “Я хочу захватить мир, я хочу продавать всем”. Ну так не бывает. Это проблема дизайна. Все думают, что он должен нравиться, а он должен работать. Дизайн должен соответствовать метафоре вашего бренда.
В России долгое время была ситуация, когда клиент навязывал дизайнеру свое мнение. В большинстве случаев действовал принцип: “Я деньги плачу, я музыку и заказываю”. Изменилось ли что-то сегодня?
Может быть мне просто везет и у меня таких клиентов очень мало, но если подобные заказчики появляются, то я от них отказываюсь. Если человек хочет заниматься тем, в чем он некомпетентен, то пусть продолжает дальше разваливать свой бизнес. Более того, я сейчас не делаю несколько вариантов логотипа. Я прихожу к клиенту, приношу на встречу презентацию и объясняю, что это то, что вам нужно. Да можно внести коррективы, но это не пятьдесят вариантов логотипа, как это делали раньше.
Когда клиент стоит на своем, а рекламное агентство ставит своей целью продать заказ подороже, то ничего хорошего не выйдет. Я наоборот стараюсь сделать так, чтобы результат подошел клиенту. Да, зачастую, если можно реализовать задачу дешевле, то я предлагаю заказчику вариант, который ему обойдется в меньшую сумму.
Полагаю, что статусность фирмы также влияет?
Безусловно! Это одна из первых вещей, которую нужно понять. Вот я занимаюсь логотипом в среднем в течение двух недель. При этом, фактически за компьютером я провожу день. Все остальное время требуется для того, чтобы понять что это за компания, чем она дышит, что нужно донести до целевой аудитории. Дизайн — это понимание позиционирования клиента.
С клиентами понятно, а как обстоят дела у нас в городе с дизайнерами. Часто можно увидеть, что рекламные агентства ищут девушку лет двадцати и предлагают заработную плату в восемнадцать тысяч. Это попытка сэкономить или в Пензе с кадрами проблема?
Хороший вопрос. У нас не хватает адекватных сотрудников. То, что рекламщики ищут на эту должность молодую девушку — это проблема самих агентств. На мой взгляд, это странный подход. Зачем нужно подобное украшение в офисе, если можно взять грамотного специалиста. Вот только проблема хороших сотрудников заключается в том, что как творческие личности они часто начинают зазнаваться и излишне гнут цены. также дизайнеры подчас не умеют рекламировать себя из-за чего толкового специалиста сложно найти. Начинаешь во время аврала искать человека, тебе скидывают ссылку на его страницу, а там ни фотографии, ни примеров работ. Почему не поддерживать интерес к себе, чтобы люди искали не просто красивую девушку в офис, а людей, которые разбираются в дизайне. Тогда специалистов ценили бы. А сейчас цены на дизайн падают, поскольку работу дизайнеров не ценят.
То есть работа в вашей студии строится на прямом контакте дизайнера и заказчика?
Сейчас переговорами занимаюсь я. Но если говорить о развитии студии, то в дальнейшем мне бы хотелось, чтобы был арт-директор, который разбирается в дизайне и способен поддерживать связь с клиентами. Таким образом, он станет связующим звеном, между заказчиком и дизайнером, чтобы нивелировать сложности общения во время работы.
В продолжение темы развития бизнеса не могу не спросить какими видами государственной поддержки вы пользовались?
Да особо никакими, но я реально кайфанул от бизнес-инкубатора, это офигенные цены за офис, круто, что дали компы.
То есть получается выходит в плюс с этим бизнесом? В свое время в Пензе у студий без производства были проблемы с заработком.
Ну на «Ламборгини» не езжу, но прибыль есть и я понимаю, что могу обеспечить других людей работой. Мне кажется, что на этом можно хорошо зарабатывать. Качественный дизайн — это недешевые услуги.