Наши потенциальные резиденты часто обращаются с вопросом как правильно составить бизнес-план, который необходим для участия в конкурсе на аренду помещений в бизнес-инкубаторах ГКУ «ПРОБИ». В связи с этим, мы решили сделать публикацию, в которой расскажем об основных принципах написания бизнес-плана.
Вы все прекрасно понимаете, что перед инвесторами, банками, конкурсной комиссией ГКУ «ПРОБИ» можно долго махать руками, рассказывая насколько крут ваш проект, однако все вышеперечисленные захотят увидеть четкий и детальный план с расчетами и перспективой на ближайшие годы. Бизнес-план обычно пишут на три-пять лет вперед.
Кстати, возможно, что составление бизнес-плана позволит и вам самим увидеть некоторые нюансы предстоящей работы и вовремя скорректировать дальнейшие действия.
Если вы собираетесь открыть типовой офлайн-бизнес или бизнес по франшизе (например, кафе-кондитерскую), автоматически составить бизнес-план за минуту вам поможет «Бизнес-навигатор» Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорации МСП).
После регистрации вы сможете выбрать вид бизнеса, подобрать подходящую геолокацию в своем городе, оценить конкуренцию и получить прогноз по доходам. Введите нужные параметры – и сразу же получите готовый документ, который останется только распечатать.
Немного сложнее, если у вас нестандартная идея. Тогда придется работать самому. Бизнес-план должен включать в себя описание товара или услуги, анализ рынка, план производства, организационную структуру вашей компании, маркетинговую стратегию для продвижения продукции и финансовый план, в который сведены все основные расчеты. Бизнес-план обязательно должен ответить на вопросы: сколько денег требуется на запуск проекта и в какие сроки он окупится.
- Резюме
Это краткое содержание всего документа – выводы, которые вы сделаете на основе детальных расчетов. Именно поэтому его следует писать в конце. Прочитав резюме, инвесторы решают: нужно ли изучать ваш план дальше или не стоит тратить на него время.
Этот пункт включает краткое описание проекта и его конкурентных преимуществ, информацию о потенциальных потребителях и партнерах. Расскажите, как вы собираетесь продавать свой товар или услугу и как их рекламировать. Укажите, какой стартовый капитал вам необходим и где вы планируете его взять. Опишите ключевые этапы развития проекта и обязательно приведите сроки его окупаемости и планируемую прибыльность.
- Описание продукта
В этом разделе надо детально описать услугу или товар, который вы предлагаете, и проанализировать их потенциал.Здесь же вы можете сравнить свой товар с аналогичными и предложить варианты совершенствования своего продукта.
- Анализ рынка
Из уже разработанной бизнес-стратегии перенесите в бизнес-план анализ рынка. Предложения конкурентов стоит рассмотреть еще более детально.
- Характеристики потенциальных покупателей
Подробно опишите, на кого вы ориентируетесь, кому будете предлагать свой товар или услугу. На этапе составления бизнес-стратегии вы должны были определить свою целевую аудиторию.
- Производственный план и расчет себестоимости
Для расчета себестоимости вам нужно оценить:
- прямые затраты на производство;
- оплату труда сотрудников;
- косвенные затраты: аренду помещения и оборудования, коммунальные услуги;
- затраты на рекламу и продвижение;
- финансовые затраты на обслуживание кредита или займа.
- План продвижения
Цель продвижения – успешно вывести товар на рынок и захватить свою долю потребителей.
План продвижения отвечает на вопросы:
- Какое предложение сделать покупателю?
Оно включает не только цену на сам продукт, но и дополнительные услуги, например бесплатную доставку, скидки и спецпредложения. - Какие каналы продаж использовать?
Это могут быть не только прямые контакты с покупателями, но и партнерские каналы. - Как стимулировать продажи?
Можно вводить бонусные программы, скидки постоянным покупателям, карты клиентов. - Какую рекламную поддержку выбрать?
Можно использовать прямую рекламу, участвовать в мероприятиях партнеров, подготовить статьи для популярных онлайн-ресурсов, стать спонсором конкурсов в соцсетях и так далее.
- Организационный план
Здесь вы описываете структуру компании.
Организационно-правовая форма |
ООО или ИП |
Структура компании |
Планируемые подразделения |
Состав управления |
ФИО, возраст, образование, опыт работы |
Персонал |
Число работников, их должности и оплата их труда |
Укажите, какие подразделения в нее войдут, кто кому подчиняется, а также составьте штатное расписание: список нужных специалистов с указанием зарплат. Важно определить круг их обязанностей и порядок взаимодействия между подразделениями.
- Финансовый план
Вам нужно описать все источники финансирования и доходы, а также все расходы – разовые, регулярные и периодические – с учетом маркетингового, производственного и организационного планов.
Не забудьте про налоги, которые нужно будет заплатить по итогам года. Чтобы рассчитать налоги, выберите одну из систем налогообложения.
С учетом финансового плана вы сможете посчитать, сколько денег вам потребуется на запуск проекта, когда он выйдет на самоокупаемость и когда удастся вернуть все вложенные средства.
Если вы сомневаетесь в своих расчетах, лучше привлечь к составлению финансового плана специалиста. Это стоит некоторых денег, но затраты будут гораздо ниже, чем в случае ошибки.
Вот основные пункты, которые нужно знать при составлении бизнес-плана. Надеемся, что эта публикация позволит вам не только лучше оценить свой проект, но и привлечь инвесторов или получить государственную поддержку.