Вполне естественно, что со временем отношения в социуме трансформируются и это затрагивает многие сферы жизни. Такая же ситуация сложилась за последние годы и в отношениях между начальниками и подчиненными. Как сообщает «РБК», многие качества которые были необходимы наставнику раньше, теперь не так важны. О том, как изменить систему наставничества в компании изданию рассказала Анна Никитина, HR-директор Kontakt InterSearch Russia.
Все мы привыкли к тому, что наставник – это человек более опытный, который помогает начинающему специалисту встать на путь истинный. Существует также мнение, что наставники нужны новичкам, а опытным людям коучи, которые не передают знания, а заставляют думать. Однако даже авторы этой теории расходятся во мнении, в какой момент нужно переходить от одного к другому.
Вот только современный мир диктует нам несколько иные представления о взаимоотношениях сотрудников с разным стажем. Фраза Стива Джобса о том, что он брал на работу людей не для того, чтобы говорить им, что делать, приобретает все большее значение.
В условиях стремительно развивающегося социума новички, зачастую, могут принести в компанию больше, нежели сотрудник, который уже много лет сидит на своей должности. Как минимум, это будет свежий взгляд на имеющиеся задачи.
Если следовать старым принципам наставничества, то передавать опыт должен человек, который проработал на одном месте много лет (для каждой организации цифра варьируется). Вот только современные специалисты вполне могут не задержаться в каком-нибудь стартапе, поскольку они растут, развиваются и уходят дальше. При этом, они вполне могут быть наставниками, поскольку обладают качествами, которые ценятся сегодня – гибкость ума, желание расти и двигаться вперед. Более того, на сегодняшний день, человек, которые работает на одном месте достаточно долго, считается не вполне компетентным.
По своему опыту могу сказать, что люди, которые сидят на одном месте по 10 лет, обычно очень устали от всего, не хотят изучать ничего нового, отстают от рынка и т.д. Они хотят «чтобы их не трогали», так что наставничество воспринимают скорее как нагрузку, жалуются и считают, что им необходимо за это доплачивать. Надо ли говорить, что такой наставник вряд ли передаст лучший опыт новичку, — поясняет Анна Никитина.
Таким образом, наставники нужны не только новичкам, но и специалистам со стажем. Ситуации могут абсолютно разными. Например, если человек пришел в организацию на руководящую должность, то ему требуется помощник для адаптации к новому месту работы. В результате делаем вывод, что задачи наставничества сильно изменились и компаниям необходимо гибко подстраиваться под современные условия.
Я бы сказала, что наставничество сегодня — это наличие у сотрудников возможности обмениваться знаниями, умениями и лучшими практиками, чтобы усилить команду и прийти к лучшему результату, — подытоживает Анна Никитина.