Как составить бизнес-план

Наши потенциальные резиденты часто обращаются с вопросом как правильно составить бизнес-план, который необходим для участия в конкурсе на аренду помещений в бизнес-инкубаторах ГКУ «ПРОБИ». В связи с этим, мы решили сделать публикацию, в которой расскажем об основных принципах написания бизнес-плана.

Вы все прекрасно понимаете, что перед инвесторами, банками, конкурсной комиссией ГКУ «ПРОБИ» можно долго махать руками, рассказывая насколько крут ваш проект, однако все вышеперечисленные захотят увидеть четкий и детальный план с расчетами и перспективой на ближайшие годы. Бизнес-план обычно пишут на три-пять лет вперед.

Кстати, возможно, что составление бизнес-плана позволит и вам самим увидеть некоторые нюансы предстоящей работы и вовремя скорректировать дальнейшие действия.

Если вы собираетесь открыть типовой офлайн-бизнес или бизнес по франшизе (например, кафе-кондитерскую), автоматически составить бизнес-план за минуту вам поможет «Бизнес-навигатор» Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорации МСП).

После регистрации вы сможете выбрать вид бизнеса, подобрать подходящую геолокацию в своем городе, оценить конкуренцию и получить прогноз по доходам. Введите нужные параметры – и сразу же получите готовый документ, который останется только распечатать.

Немного сложнее, если у вас нестандартная идея. Тогда придется работать самому. Бизнес-план должен включать в себя описание товара или услуги, анализ рынка, план производства, организационную структуру вашей компании, маркетинговую стратегию для продвижения продукции и финансовый план, в который сведены все основные расчеты. Бизнес-план обязательно должен ответить на вопросы: сколько денег требуется на запуск проекта и в какие сроки он окупится.

  1. Резюме

Это краткое содержание всего документа – выводы, которые вы сделаете на основе детальных расчетов. Именно поэтому его следует писать в конце. Прочитав резюме, инвесторы решают: нужно ли изучать ваш план дальше или не стоит тратить на него время.

Этот пункт включает краткое описание проекта и его конкурентных преимуществ, информацию о потенциальных потребителях и партнерах. Расскажите, как вы собираетесь продавать свой товар или услугу и как их рекламировать. Укажите, какой стартовый капитал вам необходим и где вы планируете его взять. Опишите ключевые этапы развития проекта и обязательно приведите сроки его окупаемости и планируемую прибыльность.

  1. Описание продукта

В этом разделе надо детально описать услугу или товар, который вы предлагаете, и проанализировать их потенциал.Здесь же вы можете сравнить свой товар с аналогичными и предложить варианты совершенствования своего продукта.

  1. Анализ рынка

Из уже разработанной бизнес-стратегии перенесите в бизнес-план анализ рынка. Предложения конкурентов стоит рассмотреть еще более детально.

  1. Характеристики потенциальных покупателей

Подробно опишите, на кого вы ориентируетесь, кому будете предлагать свой товар или услугу. На этапе составления бизнес-стратегии вы должны были определить свою целевую аудиторию.

  1. Производственный план и расчет себестоимости

Для расчета себестоимости вам нужно оценить:

  • прямые затраты на производство;
  • оплату труда сотрудников;
  • косвенные затраты: аренду помещения и оборудования, коммунальные услуги;
  • затраты на рекламу и продвижение;
  • финансовые затраты на обслуживание кредита или займа.
  1. План продвижения

Цель продвижения – успешно вывести товар на рынок и захватить свою долю потребителей.

План продвижения отвечает на вопросы:

  • Какое предложение сделать покупателю?
    Оно включает не только цену на сам продукт, но и дополнительные услуги, например бесплатную доставку, скидки и спецпредложения.
  • Какие каналы продаж использовать?
    Это могут быть не только прямые контакты с покупателями, но и партнерские каналы.
  • Как стимулировать продажи?
    Можно вводить бонусные программы, скидки постоянным покупателям, карты клиентов.
  • Какую рекламную поддержку выбрать?
    Можно использовать прямую рекламу, участвовать в мероприятиях партнеров, подготовить статьи для популярных онлайн-ресурсов, стать спонсором конкурсов в соцсетях и так далее.
  1. Организационный план

Здесь вы описываете структуру компании.

Организационно-правовая форма

ООО или ИП

Структура компании

Планируемые подразделения

Состав управления

ФИО, возраст, образование, опыт работы

Персонал

Число работников, их должности и оплата их труда

Укажите, какие подразделения в нее войдут, кто кому подчиняется, а также составьте штатное расписание: список нужных специалистов с указанием зарплат. Важно определить круг их обязанностей и порядок взаимодействия между подразделениями.

  1. Финансовый план

Вам нужно описать все источники финансирования и доходы, а также все расходы – разовые, регулярные и периодические – с учетом маркетингового, производственного и организационного планов.

Не забудьте про налоги, которые нужно будет заплатить по итогам года. Чтобы рассчитать налоги, выберите одну из систем налогообложения.

С учетом финансового плана вы сможете посчитать, сколько денег вам потребуется на запуск проекта, когда он выйдет на самоокупаемость и когда удастся вернуть все вложенные средства.

Если вы сомневаетесь в своих расчетах, лучше привлечь к составлению финансового плана специалиста. Это стоит некоторых денег, но затраты будут гораздо ниже, чем в случае ошибки.

Вот основные пункты, которые нужно знать при составлении бизнес-плана. Надеемся, что эта публикация позволит вам не только лучше оценить свой проект, но и привлечь инвесторов или получить государственную поддержку.