Рекомендации по разработке и представлению бизнес-плана

Бизнес-плану посвящены целые книги. На эту тему регулярно проводятся семинары. Значение его невозможно переоценить.

Проще говоря, бизнес-план — это дорожная карта на пути к успеху.

Бизнес-план оформляется в виде сброшюрованного документа.

Титульный лист оформляется следующим образом:

  • Наименование представляемого проекта;
  • Организационно-правовая форма предприятия, его название;
  • Фамилия, имя, отчество руководителя организации (индивидуального предпринимателя), телефон, факс;
  • Дата составления бизнес-плана.

Соблюдайте последовательность описания разделов. Стремитесь избегать описательности и эмоциональных оценок. Для того, чтобы Ваши утверждения были аргументированными и реалистичными, основывайтесь на цифрах и фактах из надежных источников информации.
Язык должен быть простым и понятным, без избытка технических и специальных терминов.
Текст должен быть отпечатан на листах формата А4, шрифтом Times New Roman, 14 кеглем, полуторным интервалом. Каждую главу целесообразно начинать с новой страницы.
Иллюстрируйте бизнес-план схемами, графиками, диаграммами и рисунками.
Избегайте многословия. Бизнес-план должен быть лаконичным. Все детали и подтверждающие документы помещайте в приложения.

Разделы бизнес-плана:

I. Резюме бизнес-плана (вводная часть):
  1. Краткое описание организации (индивидуального предпринимателя) - инициатора бизнес-плана.
  2. Краткое описание продукции (услуг).
  3. Общие сведения о потенциале рынка.
  4. Краткая характеристика участников бизнес-плана.
  5. Основные финансовые показатели организации (индивидуального предпринимателя) за 2 года.
  6. Краткое описание стратегии развития бизнеса, рисков.
  7. Описание потребности в инвестициях, включая источники, объемы, сроки и направления их использования, сроки окупаемости.
  8. Бюджетная эффективность бизнес-плана.
  9. Экономическая эффективность бизнес-плана.
  10. Общественная полезность бизнес-плана (например: создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилищного фонда, использование труда инвалидов, другие).

II. Анализ положения дел в отрасли:

  1. Общая характеристика потребности и объем производства продукции в Пензенской области.
  2. Значимость данного производства для экономического и социального развития Пензенской области.
  3. Ожидаемая доля организации (индивидуального предпринимателя) в производстве продукции в Пензенской области.
  4. Потенциальные конкуренты (наименования и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны, доли конкурентов на рынке).
  5. Какие и где появились аналоги продукта за последние 3 года.

III. Производственный план:

  1. Программа производства и реализации продукции.
  2. Влияние инвестиций на объемы производства.
  3. Действующая на предприятии технология производства и влияние внедрения новых технологий на объемы производства.
  4. Анализ основных средств.
  5. Потенциальные альтернативные источники снабжения сырьем и материалами в случае возникновения проблем у партнеров предприятия.
  6. Система управления персоналом на предприятии.
  7. Управленческий учет на предприятии.
  8. В случае, если бизнес-план предусматривает строительство объектов недвижимости, в данный раздел включаются следующие пункты:
  9. Стоимость строительства;
  10. Структура капитальных вложений, предусмотренная в проектно-сметной документации (в том числе строительно-монтажные работы)
    • затраты на оборудование;
    • прочие затраты.
IV. План маркетинга:
  1. Характеристика продукции.
  2. Оценка фактического объема и потенциальных возможностей рынка.
  3. Организация сбыта продукции, характеристика компаний, привлекаемых к ее реализации.
  4. Конкурентная политика.
  5. Расчет и прогноз оптовых и розничных цен на производимую продукцию.
  6. Организация рекламной кампании и ориентировочный объем затрат на ее проведение.
  7. Программа реализации продукции.

V. Организационный план:

  1. Сведения о претенденте.
  2. Форма собственности претендента.
  3. Обладатель права подписи финансовых документов.
  4. Распределение обязанностей между членами руководящего состава.

VI. Финансовый план:

  1. Объем финансирования бизнес-плана по источникам.
  2. Финансовые результаты реализации бизнес-плана.
  3. Движение денежных средств на первые два года реализации бизнес-плана.
  4. Экономическая эффективность бизнес-плана по показателям срока окупаемости, индекса рентабельности, внутренней нормы доходности, индекса доходности.
  5. Срок окупаемости.
  6. Прогноз баланса и отчета о прибылях и убытках.
  7. Расчет реализации инвестиционного бизнес-плана без финансирования и с финансированием.
  8. Определение точки безубыточности, которая соответствует объему реализации, начиная с которого выпуск продукции должен приносить прибыль.
  9. Бюджетный эффект бизнес-плана.
  10. Прогноз движения денежных средств на основе пессимистических и оптимистических значений основных показателей бизнес-плана.

VII. Оценка рисков:

  1. Рыночные риски.
  2. Внешние риски.
  3. Внутренние или ресурсные риски.

VIII. Охрана окружающей среды:

Данный раздел разрабатывается при организации или расширении вредного производства.
В нем описываются мероприятия, способствующие уменьшению воздействия вредного производства на окружающую среду.

IX. Приложения:
В качестве приложений к бизнес-плану представляются:

  1. Бухгалтерские и финансовые отчеты;
  2. Аудиторские заключения;
  3. Данные по анализу рынка;
  4. Спецификации продукта, фотографии;
  5. Копии рекламных проспектов;
  6. Резюме владельцев и менеджеров;
  7. Копии лицензий, разрешений, свидетельств и иных документов, подтверждающих возможности инициатора бизнес-плана реализовать бизнес-план;
  8. Копии договоров и протоколов о намерениях, которые в перспективе будут способствовать реализации бизнес-плана;
  9. Рекомендательные письма;
  10. Необходимые чертежи;
  11. Проектно-сметная документация.

Фотогалерея

ВИдеогалерея